На вопросы корреспондента «Все о Новостройках» ответил министр строительства Новосибирской области Иван Иванович Шмидт
Какие цели ставятся перед регионом в рамках национального проекта «Жилье и городская среда»?
Национальный проект «Жилье и городская среда» ставит перед нами цель по кардинальному улучшению жилищных условий граждан Новосибирской области. Этот нацпроект включает в себя четыре федеральных проекта: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Минстрой участвует в реализации двух федеральных проектов: «Ипотека» и «Жилье».
В рамках реализации нацпроекта необходимо решить задачи по обеспечению населения доступным жильем, эффективному использованию земель в целях массового жилищного строительства, снижению административной нагрузки на застройщиков, совершенствования нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства, модернизации строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, созданию условий для комфортного проживания граждан в границах территорий, предусматривающих строительство жилья.
Для реализации нацпроекта необходимо обеспечивать ежегодное увеличение объема ввода жилья и к 2024 году выйти на уровень 1 830 тыс. м2 в год.
Национальный проект нацеливает нас на увеличение доли индустриального домостроения в общем объеме ввода жилья и повышения качества такого строительства. На территории Новосибирской области работает порядка 20 предприятий, производящих сборные железобетонные изделия и конструкции, в том числе 5 региональных производителей крупнопанельного домостроения. Доля индустриального домостроения в общем объеме ввода по итогам 2017 года составила 24 %. Это более 400 тыс. м2.
Таким образом, объем производства крупнопанельного домостроения позволяет к 2024 году обеспечить достижения цели, в рамках Указа № 204 и ввести в эксплуатацию 480 тыс. м2 индустриального жилья ежегодно.
Только проведение постоянной модернизации действующих производств, повышение качества индустриального домостроения, оптимизация ценовой политики производителями строительных материалов за счет внедрения ФГИС ЦС позволит поддержать дальнейшее успешное развитие отрасли.
Кроме того, внедрение инноваций как драйвера развития строительной индустрии, развитие кадрового потенциала для развития высокопроизводительных рабочих мест являются необходимыми составляющими успеха.
Я полагаю, что общий эффект от реализации совокупности всех программ, включая и программы профильных министерств по строительству объектов культуры, спорта, здравоохранения, образования к 2024 году от реализации регионального проекта «Жилье и городская среда» будет следующий – это улучшение жилищных условий граждан, строительство новых социальных объектов, стимулирование развития строительного комплекса посредством повышения доступности ипотечного кредитования населения и, соответственно, повышения спроса на жилье.
За счет чего должны быть достигнуты эти цели?
Достижение поставленных задач и установленных целевых показателей регионального разреза национального проекта может быть обеспечено за счет реализации мероприятий по развитию рынка ипотеки (привлечение средств граждан), привлечению инвесторов и повышению инвестиционной привлекательности строительной отрасли: создание благоприятных условий для инвесторов; развитие строительной индустрии, включая удовлетворение потребности рынка и обеспечение качественными строительными материалами; усиление социального блока – обеспечение комфортной среды проживания.
На каких позициях находится Новосибирская область сейчас?
На сегодняшний день Новосибирская область занимает 12-е место среди регионов РФ по объему введенного на территории региона жилья и на протяжении последних лет входит в двадцатку лучших регионов, вводя порядка 2 % всего жилья по РФ.
Однако в связи с низкими темпами роста реальных располагаемых доходов населения и высокого уровня кредитной нагрузки спрос на жилую недвижимость последнее время сокращается.
На какие задачи делается акцент при реализации федерального проекта «Ипотека»?
Основной задачей по развитию рынка ипотечного кредитования является повышение доступности ипотеки для населения, т. е. снижение ипотечной ставки по выдаваемым кредитам до 8 %. В настоящее время в среднем по РФ она составляет 9,56 %. Хотелось бы отметить, что достижение данного показателя напрямую завит от политики ЦБ РФ по регулированию ставки рефинансирования.
В свою очередь Новосибирская область сохраняет общероссийский тренд по ипотечной ставке и объемам выдаваемых ипотечных кредитов.
Кроме того, в настоящее время планируется к реализации пилотные проекты на региональном рынке ипотечного кредитования. Речь идет о реализации соглашения между правительством Новосибирской области и АО «ДОМ.РФ», в рамках которого региональный оператор будет выдавать гражданам займы с льготной ипотечной ставкой для приобретения жилья на первичном рынке, по сниженной ставке до 3 п. п. от действующей процентной ставки.
Из областного бюджета будут предоставляться субсидии юридическому лицу на возмещение недополученных доходов, связанных с выдачей займов по льготной ставке.Следует отметить, что данные средства, в отличие от средств субсидии, являются возвратным капиталом.
Такая мера, в отличие от субсидирования первоначального взноса, поможет избежать искусственного спроса на строительном рынке, который в конечном итоге выражается в обналичивании средств субсидии, а также, в отличие от прямого субсидирования первоначального взноса, обеспечивает возврат бюджетных средств за счет погашения ежемесячных платежей.
Какие ее направления обозначены в нацпроекте?
Еще одно важное направление – повышение инвестиционной привлекательности строительной отрасли, данная работа ведется на всех уровнях, однако необходимо сконцентрировать усилия по конкретным направлениям и усилить работу в части: формирования земельных участков в целях жилищного строительства, дальнейшей подготовки актуальной градостроительной документации, снижения административных барьеров, оказания государственной поддержки инвесторам, корректировки инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций в соответствии с перспективным освоением комплексных площадок.
Не меньшее значение имеет развитие строительной индустрии. Исходя из данных оперативного мониторинга предприятий строительной индустрии области, можно сделать вывод о том, что существующие мощности производств основных видов строительных материалов позволяют практически полностью обеспечить Новосибирскую область.
Кроме того, объем экспортируемой продукции в среднем составляет 15–20 % от общего объема произведенных стройматериалов на территории региона. География рынка сбыта основных строительных материалов очень обширна. Материалы импортируются в регионы Сибирского федерального округа, а также Самару, Москву, Владивосток, Республику Удмуртия, а также в Республику Казахстан, Киргизскую Республику и Монголию.
Вы упоминали социальное направление.
Действительно, еще одно направление – усиление социального блока посредством обеспечения жильем отдельных категорий граждан и строительства объектов социальной инфраструктуры. В рамках реализации регионального проекта планируется усилить работу по поддержке в улучшении жилищных условий данных категорий граждан ввиду их социальной значимости и большой накопившейся потребности.
Одним из приоритетных направлений является строительство служебного жилья с использованием механизма типового проектирования как наиболее эффективного инструмента реализации данной программы.
В 2019 году запланирована апробация механизма типового проектирования в пилотных муниципальных образованиях для последующего тиражирования данной практики на территории всего региона. К 2024 году планируется обеспечить служебным жильем более 650 специалистов.
Обеспечение жильем молодых семей планируется осуществлять с привлечением средств федерального софинансирования, что к 2024 году позволит улучшить жилищные условия более 3,5 тыс. молодых семей.
Кроме того, до конца 2024 года планируется обеспечить жильем более 650 семей льготных категорий граждан в соответствии с обязательствами, установленными федеральным законодательством, в том числе: ветеранов ВОВ; ветеранов боевых действий; инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф на Чернобыльской АЭС; граждан, признанных вынужденными переселенцами; граждан, выехавших из районов Крайнего Севера.
Еще одним из приоритетных направлений, способствующим повышению качества жизни населения региона, является строительство социально значимых объектов.
С 2013 по 2018 год с привлечением средств консолидированного бюджета построено 210 социальных объектов. На плановый период до 2024 года мы понимаем необходимость строительства более 500 социально значимых объектов, в том числе школ, детских садов, больниц, спортобъектов.
Для этого потребуются серьезные средства.
В увеличении темпов строительства социальных объектов немаловажную роль играет привлечение федерального софинансирования и планомерное увеличение его доли
http://vseon.com/analitika/mnenie-eksperta/ivan-shmidt-nacionalnyj-proekt-nacelivaet-nas-na-uvelichenie-doli-industrialnogo-domostroeniya