Региональный деловой клуб строителей 8 383 266 37 26Обратная связь

Перечень мер по поддержке строительной отрасли

Перечень мер поддержки строительной отрасли

   


ОБЩИЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ

  • Приняты меры поддержки бизнеса, в том числе о сохранении льготного кредитования малого и среднего бизнеса в целях сохранения занятости, о моратории на проверки и налоговых каникулах. Помимо этого, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2022 году наделяются полномочиями издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в соответствующий период продление сроков уплаты налогов по специальным налоговым режимам, региональных и местных налогов (Указ Президента Российской Федерации от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации»)
  • Принят первый закон о мерах поддержки экономики, в том числе о продлении права СРО выдавать займы своим членам (Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
    Подробнее о положениях закона в разделе Новости
  • В России возобновляется действие адресных мер поддержки для системообразующих организаций. При этом исключили такую меру поддержки, как отсрочка или рассрочка по уплате налогов, авансовых платежей по налогам (Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 года №295)
  • Расширены возможности инвесторов в рамках применения инструмента специальных инвестиционных контрактов формата 1.0 (СПИК 1.0) (Федеральный закон от 14.03.2022 № 57-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов»)
  • Правительство России продлило на 6 месяцев возможность получить компенсацию расходов на прием денег через систему быстрых платежей
  • Компании и организации, которые в 2022 году возьмут к себе на работу молодых людей, смогут рассчитывать на господдержку в рамках программы субсидирования найма (Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 года №398)
  • С 1 апреля 2022 г. вводится мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов.
    Мораторий будет действовать полгода и коснется как организаций, так и граждан, включая индивидуальных предпринимателей. Исключение будет сделано лишь по должникам, которые являются застройщиками многоквартирных домов или другой недвижимости, возводимой в соответствии с законом о долевом строительстве. И включенных в единый реестр проблемных активов.

ПРОВЕРКИ 

  • В России до конца 2022 года будет действовать мораторий на проведение проверок бизнеса. При этом плановые проверки будут сохранены только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности. Кроме того, документом определены исключительные основания проведения в 2022 году внеплановых контрольных мероприятий и проверок, в числе которых — непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, непосредственная угроза обороне страны и безопасности государства и непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера (Федеральный закон от 09.03.2022 № 52-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»)
  • Положения Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» не распространяются на контроль саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов, осуществляемый в соответствии со статьей 55.13 Градостроительного кодекса РФ.
    Подробнее в Письме Минстроя России
  • Для снижения административной нагрузки на организации и граждан налоговые органы приостанавливают проверки соблюдения валютного законодательства в части нарушений, предусмотренных Федеральным законом «О валютном регулировании и контроле»
  • Банковским платёжным агентам предоставляется право приёма от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей наличных денежных средств для их последующего зачисления на банковские счета таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Президент России подписал Федеральный закон от 06.03.2022 № 35-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 142 Федерального закона «О национальной платежной системе» и статьи 11 и 47 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»

НАЛОГИ и СБОРЫ

  • С 9 марта 2022 года ФНС России приостановила инициирование банкротства должников, таким образом, таким образом, введен мораторий на банкротство
  • До 1 июня 2022 приостановлено право ФНС России вынесения решения о блокировке счетов
  • В соответствие с принятым Федеральным законом от 09.03.2022 № 52-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Правительство РФ вправе принять на 2022 г. акты, которые, в частности:
    — продлевают сроки уплаты налогов, страховых взносов;
    — продлевают сроки представления налоговой и бухгалтерской отчетности;
    — вводят дополнительные основания для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов;
    — продлевают сроки взыскания налогов, страховых взносов;
    — устанавливают основания неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы отчетности, документов.
    Региональные власти также могут продлевать сроки уплаты некоторых налогов.

КРЕДИТЫ 

  • Банк России во взаимодействии с правительством РФ разработал антикризисные программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Малым предприятиям кредит предоставляется по ставке до 15%, средним – до 13,5%. Льготные кредиты выдаются на срок до трех лет.
    Воспользоваться программой можно как для инвестиционных целей, так и для пополнения оборотных средств.

  • Правительство продолжает реализацию мер поддержки экономики. Свыше 6,2 млрд рублей будет дополнительно направлено на финансирование программы льготного кредитования бизнеса «ФОТ 3.0» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 года №427-р).
  • Правительство выделило ещё более 14 млрд рублей на программу льготного кредитования малого и среднего бизнеса (Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 года №535-р и №536-р)
  • Скорректированы условия субсидирования льготных кредитов для субъектов МСП, предусматривающие ограничение максимальной ставки кредита в размере не более 15 процентов годовых для малых предприятий и не более 13,5 процента для субъектов МСП, относящихся к категории «среднее предприятие» (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2022 № 441).
  • Представители малого и среднего бизнеса в 2022 году смогут воспользоваться кредитными каникулами – взять отсрочку по возврату кредита или уменьшить размер платежей в течение льготного периода. Главное условие – предприниматель должен работать в одной из отраслей, перечень которых утвержден постановлением. В перечень включены: Производство металлургическое, Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, Деятельность по обслуживанию зданий и территорий.
  • Заёмщики, взявшие кредиты под плавающую ставку, получат право реструктуризировать такой заём. Ставки для крупного бизнеса будут повышаться плавно с первого месяца после обращения за реструктуризацией, но не выше 12,5% в первый месяц, 13,5% – во второй и 16,5% – в третий. То есть переходный период для крупных компаний составит три месяца, а на четвёртый – ставка выйдет на рыночный уровень. При этом разница между рыночной ставкой и фактической за эти три месяца может быть компенсирована государством. Для этого Правительство составит перечень критериев соответствия для компаний-заёмщиков, которым такие процентные выплаты могут быть списаны.
  • Банк России объявил о дополнительных мерах поддержки кредитных организаций и заемщиков в связи с санкциями. Так, до конца года банкам рекомендовали:
    • не ухудшать оценку финансового положения заемщика для резервов под потери, если само ухудшение произошло после 18 февраля из-за санкций;
    • не ухудшать оценку качества обслуживания долга независимо от финансового положения заемщика по реструктурированным ссудам. Также стоит реструктурировать задолженность, не назначать пени и штрафы по кредитам и займам, если финансовое положение заемщиков ухудшилось после 18 февраля из-за санкций;
    • при расчете резервов по ссудам и при оценке балансового имущества использовать стоимость по состоянию на 18 февраля.

ГОСЗАКАЗ и ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 

    • До 31.12.2022 заказчикам разрешено устанавливать в качестве аванса до 90% от цены контракта. Правило распространяется на госконтракты, финансируемые из федерального бюджета. Регионам рекомендовано применять аналогичные положения для контрактов, финансируемых из их бюджетов (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2022 года №505)
      Если цена государственного контракта превышает 1 млрд рублей, то за расчетами по договорам, заключаемым во исполнение государственного контракта, будет осуществляться расширенное казначейское сопровождение (Постановление Правительства РФ от 26.03.2022 № 482 «О внесении изменений в Правила расширенного казначейского сопровождения и приостановлении действия постановления Правительства РФ от 13 декабря 2021 г. № 2271»).
    • До 31.12.2022 года продлено действие механизма увеличения цены контракта на строительство, реконструкцию и капремонт, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом изменение стоимости не должно превышать 30%. Для согласования новых условий заказчик и подрядчик должны заключить дополнительное соглашение. 24.03.2022 г. Правительство РФ опубликовало постановление продлевающее действие постановление Правительства РФ 1315 на контракты, заключенные в 2022 году (Постановление Правительства РФ от 23 марта 2022 года № 439).

Исполнителей и подрядчиков по госконтрактам (№44-ФЗ), не исполнивших свои обязательства, не будут включать в реестр недобросовестных поставщиков, если исполнение контракта оказалось невозможным из-за форс-мажора, связанного с введением санкций и других ограничений иностранными государствами.

  • Максимальный срок оплаты услуг субъектов МСП по заключённым с госзаказчиками договорам (№223-ФЗ) сокращён с 15 до 7 рабочих дней (Постановление Правительства РФ от 21 марта 2022 года № 417)
    Подробнее в разделе Новости
  • Для заказчиков в сфере строительства будет упрощено заключение контрактов под ключ, то есть сразу на полный комплекс — от проектирования объекта до его оснащения всем необходимым оборудованием. И такое право будет предоставлено до конца 2023 года.
  • С 11 марта расширен перечень случаев, при которых можно осуществлять закупки  неконкурентным способом. Правительство в рамках антикризисных поправок определило новые случаи закупок у единственного поставщика, а также порядок их проведения по 31 декабря 2022 года включительно (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления»).
    Подробнее в разъяснении Минстроя России и разъяснении ФАС России
  • С 12 марта заказчики обязаны списывать неустойки за неисполнение либо ненадлежащее исполнение контракта по правилам Постановления Правительства РФ N 783, если:
    • обязательства не исполнили полностью из-за санкций и (или) ограничений;
    • есть письменное обоснование невозможности исполнить контракт по этой причине. Подтверждающие документы надо приложить к обоснованию;
    • есть акт приемки либо иной документ, который подтверждает исполнение обязательств по контракту (если оно было).
    Начисленные и неуплаченные неустойки списывают полностью.
    Кроме того, теперь для списания неустойки не важен год, когда произошло неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту
    (Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 340 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. № 783»)

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ и АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ 

  • Принят федеральный закон об особенностях осуществления градостроительной деятельности, земельных отношений, государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав в 2022 году (Федеральный закон от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
    Подробнее о положениях закона в разделе Новости
  • До 1 марта 2023 года арендаторы публичных земельных участков могут заключить допсоглашение на увеличение срока договора до 3 лет без проведения торгов.
  • Расширены полномочия Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности РФ.
    Так, Комиссия уполномочена принимать решения о целесообразности (нецелесообразности) комплексного развития незастроенной территории и о целесообразности прекращения осуществления органами государственной власти субъектов РФ полномочий РФ по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности.
    Кроме того, Комиссия имеет право утверждать форму плана мероприятий по реализации предложений в отношении находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направляемых органами государственной власти субъектов РФ в единый институт развития в жилищной сфере, а также утверждать отчет о выполнении плана указанных мероприятий
    (Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2022 № 461 «О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации»)
  • Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление об автоматическом продлении сроков действия лицензий и других видов разрешительных документов на 12 месяцев, а также их упрощённом получении или переоформлении в 2022 году. Это позволит снизить нагрузку на организации и предпринимателей, сократить издержки, связанные с прохождением разрешительных процедур. Не будут взимать госпошлину за выдачу и продление лицензий для любой деятельности и внесение изменений в их реестр по заявлениям, которые подадут до конца 2022 года.
    Подробнее в разделе Новости
  • Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории и получивших комплексное экологическое разрешение до 1 сентября 2022 года, срок создания системы автоматического контроля продлевается на два года.
    По 31 декабря 2024 года включительно переносится срок направления заявок на получение комплексных экологических разрешений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
    (Федеральный закон от 26.03.2022 № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

    ФОРС — МАЖОР

    ТПП приняла решение об организации уполномоченными торгово-промышленными палатами работы по выдаче заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности. Работа проводится на бесплатной основе

    ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО и ИПОТЕКА 

    • Сроки действующих разрешений на строительство, истекающих до 1 августа 2022 года, будут автоматически продлены на один год.
    • Введен мораторий на меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение застройщиком своих обязательств по ДДУ. Так, в период с 29.03.2022 до 31.12.2022 не начисляются неустойки (пени), а также проценты за нарушение срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства (Постановление Правительства от 26.03.2022 № 479 «Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве, и об особенностях включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве»).
    • В 2022 году Правительство Российской Федерации наделяется правом на установление:

    1) особенностей начисления и уплаты пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, а также начисления и взыскания неустойки, за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении водоснабжении и водоотведении, обращении с твердыми коммунальными отходами;

    2) особенностей начисления и уплаты пени в случае просрочки исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета;

    3) особенностей предоставления рассрочки по оплате договоров об установке приборов учёта гражданами в целях выполнения ими обязанностей.

    Принятый закон дополняет положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Так, по заявлению участника долевого строительства устанавливается возможность продления срока условного депонирования денежных средств по истечении шести месяцев, но не более чем на два года.

    Нормы №58-ФЗ определяют, что Правительством РФ устанавливаются случаи, сроки и условия, при которых Решение правления Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда либо Решение об отказе в возобновлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, по основаниям, установленным настоящей статьей, не подлежат исполнению. Кроме того, Правительство РФ устанавливает случаи, сроки и условия, при которых решения о возврате средств Фонда не подлежат исполнению.

    Законом также устанавливается, что Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти вносит в Государственную Думу до 30-го числа месяца, следующего за отчетным, информацию об изменениях федеральной адресной инвестиционной программы.

    Источник: https://nostroy.ru/nostroy/operativnyy-shtab/supports/