Региональный деловой клуб строителей 8 383 266 37 26Обратная связь

Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области и Ассоциация «Региональный деловой клуб строителей» провели семинар по актуальным вопросам налогообложения

28 августа Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области  и Ассоциация «Региональный деловой клуб строителей» на площадке Банка «Левобережный» провели семинар по актуальным вопросам налогообложения для руководителей финансовых служб и главных бухгалтеров строительных компаний.

Модератором события выступил член Правления Ассоциации «РДКС», генеральный директор ЗАО «РСУ-5 НГС» Михаил Ильич Голубев.

Михаил Голубев поприветствовал собравшихся от лица председателя Ассоциации «РДКС» Майиса Мамедова и, поблагодарив Банк «Левобережный» за предоставленный конференц-зал, сообщил, что сегодняшний семинар является продолжением Расширенного заседания РДКС 10 июля с участием заместителя председателя Правительства Новосибирской области – министра финансов и налоговой политики Виталия Голубенко и руководителя Управления Федеральной налоговой службы по НСО Геннадия Морозова. На встрече 10 июля руководителями строительных компаний был поднят ряд острых вопросов в сфере налогообложения. На часть из них ответы были получены «из первых уст» непосредственно в ходе заседания, а часть было решено в обобщенном виде передать в УФНС России по НСО для подготовки более развернутых комментариев.

Как пояснил Михаил Голубев, к настоящему времени подготовка завершена; кроме того, Госдумой приняты в окончательном чтении изменения в Налоговый кодекс, вступающие в силу с 1 января 2025 года – они тоже нуждаются в определенных разъяснениях и комментариях.

Дать ответы на оставшиеся со встречи 10 июля вопросы, осветить последние корректировки налогового законодательства и призван семинар 28 августа.

С докладом выступил начальник отдела налогообложения юридических лиц Степан Жигулин.

Он раскрыл специфику применения общего и упрощенного режима налогообложения (ОСН и УСН) применительно к деятельности застройщиков («у подрядных компаний особых изменений нет»). По его словам, в главах Налогового кодекса, регламентирующих налог на прибыль и УСН, применен  общий принцип – «котловой» учет доходов и расходов и определения налоговой базы. Как напомнил Степан Жигулин, поводом для проведения предыдущей встречи в РДКС с руководством УФНС России по НСО стали результаты анализа деятельности застройщиков, проведенного налоговыми органами с целью выяснить, правильно ли застройщики формируют свою налоговую обязанность. Оказалось – формируют они ее зачастую неправильно. Среди прочего, нарушения связаны с уплатой налога на прибыль и налога, выплачиваемого по УСН, в части даты признания доходов для налогообложения. Учет доходов, уточнил спикер, одинаков и для УСН, и для ОСН: в обоих случаях он предусмотрен в виде учета выручки от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и пр., и учета внереализационных доходов.

Принципиальный момент для застройщиков в том, что у них доходы от реализации возникают только тогда, когда они одновременно (с основными функциями застройщика) выполняют еще и функцию инвестора. То есть не просто являются «классическими» застройщиками, которые по договорам долевого участия собирают деньги, тратят их на возведение объекта и после этого определяют свою экономию (иногда ее может и не быть, но, как правило, она складывается). Функция инвестора и выручка от реализации возникают тогда, когда организация — застройщик вкладывает в строительство собственные средства, а потом реализует построенное жилье и коммерческие площади покупателям. В этом случае становится обязательным ведение раздельного учета. В той части, где идет учет по договорам долевого участия — формируется экономия, которую следует относить в состав внереализационных доходов. И здесь возникает вопрос, на какую дату должна фиксироваться и отражаться эта экономия. Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно помнить, что все деньги, собранные застройщиком по ДДУ, согласно ст. 251 НК, с момента и получения и до окончания расходования маркируются как целевые средства, и в доходах для целей налогообложения не учитываются. После окончания строительства, когда все работы закончены, если целевые деньги еще остались, они утрачивают статус целевых – потому что та цель, на которую собирались средства, исчезла. Именно с даты полного завершения и сдачи работ и появляются внереализационные доходы. «Это дата, когда застройщик получил разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, — уточнил Степан Жигулин.  – Есть и соответствующие разъяснения Минфина РФ и УФНС, есть арбитражная практика, есть позиция Федеральной антимонопольной службы, которые говорят о том, что доход в виде экономии, независимо от метода исчисления, учитывается застройщиком по окончании строительства в момент сдачи объекта».  Экономия определяется в целом по объекту и по одной дате ввода; определять ее по каждой отдельной квартире, например, на основании множества разных дат, в которые покупатели подписали акт приема-передачи — нельзя.

Говоря о возможностях учета расходов на объекты социального назначения, безвозмездно передаваемые в казну субъекта федерации или муниципального образования,  Степан Жигулин напомнил, что в 25-й главе Налогового кодекса (ст. 265, п. 19.4) предусматривается, что расходы на развитие социальной, инженерной, коммунальной, транспортной инфраструктуры, безвозмездно передаваемой в государственную или муниципальную собственность, — относятся к внереализационным расходам. Такие расходы признаются для целей налогообложения в дату передачи объектов в собственность государства или МО. Определения, какие объекты относятся к  объектам социальной, инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, в НК нет. Однако Минфин в некоторых своих письмах 2022 и 2023 года (например, от 31 января 2023 г. № 03-03-06/1/7514) разъяснил, что здесь можно руководствоваться понятиями, терминами и определениями, содержащимися в других отраслях законодательства.

Что касается учета расходов на другие типы передаваемых безвозмездно государству или муниципалитету объектов и ценностей, не относящихся к упомянутым выше инфраструктурным объектам (например, проектной документации) – то для них, по выражению Степана Жигулина, «никаких специальных оговорок нет». Безвозмездная передача чего бы то ни было другого (кроме объектов инфраструктуры) для целей налогообложения в расходах не учитывается.

По вопросам, связанным с уплатой налога на имущество, — в частности, налогов на квартиры, оцениваемые по кадастровой стоимости, Степан Жигулин сообщил, что «здесь пока изменений нет». При налоговом учете пользоваться следует прямыми нормами гл. 30 НК «Налог на имущество организаций», где перечислены виды объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество исходя из их кадастровой стоимости. Какой конкретно вид учета выбран, значения не имеет – их (квартиры) можно учитывать как товар, как готовую продукцию, или на счете 01 в качестве «основных средств». Налог исчисляется из кадастровой стоимости с момента регистрации права.

С 1 января 2025 года для недвижимости кадастровой стоимостью свыше 300 млн рублей на региональном уровне может вводиться повышенная ставка по налогу на имущество – до 2,5% (сейчас 2%). К недвижимости, налог на имущество с которой исчисляется по кадастровой стоимости, помимо квартир, относятся объекты торгово-офисной недвижимости, жилье, объекты незавершенного строительства («здесь ничего не изменилось»).

Перейдя к налогу на прибыль, Степан Жигулин напомнил о повышении для всех налоговой ставки с ныне действующих 20% до 25%. Будут изменены доли (взимаемого) налога на прибыль по уровням бюджета: федеральный – 8%, остальное пойдет  в бюджет региона. Предусмотрено введение пониженной ставки налога на прибыль для малых технологических компаний; какие конкретно это будут компании, еще предстоит определить Правительству РФ.

Кроме того, предусмотрено введение повышающего коэффициента к основной норме амортизации при приобретении исключительных прав на использование российских программ для ЭВМ, при расходах на адаптацию и модификацию данного программного обеспечения.

Будет увеличен повышающий коэффициент к расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (с 1,5 до 2).

Также, по информации Степана Жигулина, с 1 января 2025 года вводится федеральный инвестиционный налоговый вычет – в дополнение к местному инвестиционному налоговому вычету, действующему на территории Новосибирской области еще с 1 января 2019 года. Этот механизм позволит налогоплательщикам напрямую уменьшать сумму исчисленного налога на расходы, связанные с приобретением основных средств, модернизацией, реконструкцией, техническим перевооружением, существенно снижая свою налоговую обязанность (максимальное возможное снижение – 50%). Каким конкретным категориям налогоплательщиков будет доступен указанный вычет – в ближайшем будущем определит своим постановлением Правительство РФ. «Действующий налоговый вычет можно применять еще и к расходам на НИОКР, — добавил Степан Жигулин. – Благодаря вычету налог, исчисляемый в областной бюджет, можно сократить до 90%, в федеральный – на 10%, если, конечно, у вас действительно есть соответствующие расходы. С января 2025 года возможность федерального вычета увеличится до 50%».

По сведениям Степана Жигулина, для компаний, работающих по упрощенной системе налогообложения, с 1 января 2025 поднимут «базовый порог» доходов для перехода на этот спецрежим. Сейчас, с учетом коэффициента-дефлятора, пороговое значение составляет 112,5 млн рублей, а повысить его планируется до 337,5 млн рублей. Кроме того, увеличится средняя численность сотрудников, при которой допускается применение УСН — с 100 до 130 человек,  будет повышен допустимый порог доходов для применения УСН — до 450 млн руб.; увеличен порог по остаточной стоимости основных средств с 150 до 200 млн руб. (его будут индексировать на коэффициент-дефлятор).

На вопросах исчисления НДС предприятиями строительной отрасли остановилась в своем выступлении главный государственный налоговый инспектор отдела камерального контроля № 1 Жанна Холодовская.

Сейчас, по общему правилу, налогоплательщики на УСН не должны платить НДС. Но, согласно Федеральному закону от 12.07.2024 № 176-ФЗ, с 1 января 2025 года предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, обяжут уплачивать НДС при доходах более 60 млн руб. в год.

Общая схема выглядит так.

Компании на УСН с доходом до 60 млн рублей НДС по-прежнему не платят, вычетов у них нет, счета-фактуры выставляют с пометкой «Без НДС», декларации – не сдают. (Сегодня на федеральном уровне прорабатываются варианты, чтобы вообще избавить маленькие предприятия с годовым доходом до 60 миллионов рублей от необходимости выставлять и учитывать счет-фактуры, но это дело будущего, пока необходимость в них сохраняется.)

Компании на УСН с доходом от 60 млн рублей до 250 млн рублей облагаются НДС по ставке 5% без вычета входного НДС, счета-фактуры выставляют со ставкой НДС 5%, декларацию – надо сдавать.

Компании на УСН с доходом от 250 млн до 450 млн рублей (предельная планка работы по УСН) облагаются НДС по ставке 7% без вычетов входного НДС, счета-фактуры выставляют со ставкой 7%, декларацию – сдают.

Уровень годового дохода определяется «кассовым методом». Налогоплательщик, помимо описанных выше пониженных ставок, вправе выбрать и обычные ставки НДС – в этом случае право на вычет сохранится. Пониженная ставка будет применяться три года подряд.

Для тех, кто превысил лимиты по доходам в 2024 году, предусмотрели переходные положения по УСН. Они смогут снова перейти на специальный режим с 1 января 2025 года при соблюдении новых условий.

Жанна Холодовская призвала финансистов перед принятием решения о выборе пониженной ставки НДС или отказе от ее использования тщательно взвесить все особенности работы своего предприятия, чтобы решение оказалось выгодным для него. И вслед за Степаном Жигулиным, тоже немного коснулась темы налогообложения при безвозмездной передаче объектов социального назначения государству или муниципалитету. Она напомнила, что в части НДС этот вопрос регулируется 146 статьей НК, согласно которой данные объекты не признаются подлежащими налогообложению.

Пока в теме налогообложения НДС остается много неясностей. Жанна Холодовская рекомендовала следить за разъяснениями органов власти. Часть из них можно найти в письмах Министерства финансов РФ: от 26 июля 2024 г. № 03-07-07/69907; от 11 июля 2019 г. № 03-07-03/51202; совместных письмах Минфина РФ и Федеральной налоговой службы: от 16 июля 2024 г. № СД-4-3/8056@; от 21 января 2022 г. № СД-4-3/632@, часть – готовится в документах, разрабатываемых в настоящее время.

Начальник отдела анализа и планирования налоговых проверок Елена Щербатова, напомнив, что налоговые органы исповедуют принцип максимальной открытости для диалога с налогоплательщиками, рекомендовала собравшимся, прежде всего, чаще посещать официальные сайты Федеральной налоговой службы и УФНС России по Новосибирской области. Помимо текущих новостей по изменениям в налоговом законодательстве, здесь можно ознакомиться с концепцией планирования выездных налоговых проверок, с 12-ю критериями риска (а ФНС России, планируя проверки, основывается на риск-ориентированном подходе).

Елена Щербатова напомнила, что существует письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Федеральной налоговой службы от 26 января 2024 г. №№ 3874-ИФ/00, ЕД-17-31/216 «О совместной позиции Минстроя России и ФНС России по применению сервиса оценки юридического лица, позволяющего определить его финансово-хозяйственное состояние».

Как информирует это совместное письмо, в целях минимизации рисков заключения с недобросовестными подрядчиками контрактов, предметом которых является подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий или строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, ФНС России была разработана методика проведения оценки юридических лиц.  Методика утверждена приказом ФНС России от 24.03.2023 № ЕД-7-31/181@ «Об утверждении Методики проведения оценки юридического лица на базе интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» АИС «Налог-3».

Указанной методикой предусмотрена двухэтапная оценка параметров финансово-хозяйственного состояния юридического лица, в ходе которой проводится анализ его деятельности на соответствие 27 критериям. Результаты проведенного анализа формируются по запросу юридического лица посредством выписки в его «Личном кабинете налогоплательщика» примерно в течение суток.

Такая выписка содержит информацию по каждому критерию, установленному Методикой, в том числе ограниченную для свободного доступа, о финансово-хозяйственном состоянии юридического лица и иную информацию, характеризующую его деятельность, в том числе о проведении в отношении юридического лица процедур ликвидации, банкротства и о наличии задолженности по обязательным платежам в бюджеты.

Как подчеркнула Елена Щербатова, Минстроем России и Федеральной налоговой службой  настоятельно рекомендуется при заключении контрактов использовать указанный инструмент, позволяющий получать достоверные и актуальные сведения о финансово-хозяйственной и иной деятельности потенциальных подрядчиков.

Любое юридическое лицо вправе представлять такую выписку заказчикам для подтверждения своей деловой репутации, в том числе при подготовке предложений по определению единственного поставщика (подрядчика), а заказчики – запрашивать указанную выписку у потенциальных подрядчиков.

Если потенциальный подрядчик без внятной причины отказывает своему возможному заказчику, или генеральному подрядчику в предоставлении данной выписки, это весомый повод насторожиться и трижды подумать – стоит ли доверить такой компании выполнение работ.

Для пояснения Елена Щербатова вкратце рассказала о некоторых из упомянутых 27 критериев оценки финансово-хозяйственного состояния юрлица. Среди них — наличие расхождений по НДС, «прямых разрывов». Также в числе критериев-«маркеров», по которым организацию оценивает налоговый орган в рамках упомянутой методики – сведения об имевшихся привлечениях к административной и уголовной ответственности, сведения, связанные с возможным финансированием терроризма, информация о численности сотрудников и их заработной плате, о соблюдении юридическим лицом налоговой дисциплины в течение определенного периода времени, и т. п.

Получив выписку потенциального контрагента, организация (при возникновении сомнений – а не подсунули ли ей фальшивку) может дополнительно верифицировать документ по присвоенному ему QR-коду или уникальному коду через сайт ФНС России с получением краткой информации из выписки.

По мнению Елены Щербатовой, описанный инструмент полезен не только для выявления «темных мест» у будущих подрядчиков, но и для своеобразного налогового самоанализа. Ознакомившись со своей собственной выпиской, каждая фирма получает возможность увидеть себя «глазами налогового инспектора», понять, что недоработано в сфере взаимоотношений с фискальными органами, какие пробелы следует в оперативном порядке закрыть, какие риски учесть.

Начальник отдела анализа и планирования налоговых проверок указала, что выписка не является догмой: «Если вы обнаружили в полученном документе недостоверные, неактуальные сведения о своей компании, вы вправе подать в налоговую службу апелляцию в целях внесения необходимых изменений в информационные базы».

В заключение Елена Щербатова еще раз акцентировала внимание на открытости налоговой службы к диалогу с налогоплательщиками. ФНС – не «карательный орган», ее отношение к бизнесу совсем иное; налоговые органы хорошо понимают, что именно усилиями бизнеса создаются все основные материальные блага для людей, для общества, для страны, и задача налоговиков – обеспечить справедливый баланс финансовых интересов государства и предпринимателей. Но чтобы диалог состоялся, предпринимателям тоже следует не прятаться от налоговиков, а своевременно отвечать на их запросы, «приезжать на комиссию», если это требуется – чтобы вместе решить, как снизить риски. Елена Щербатова настоятельно рекомендовала не стремиться во что бы то ни стало минимизировать налоговую нагрузку, особенно с использованием серых схем («мы всё равно всё увидим, и вы получите очень большие штрафы и пени»), а стараться обеспечить себе оптимальный налоговый режим. И еще: на диалог с ФНС лучше выходить без посредников, которые за плату «снижают налоги». Прямой разговор – открытые  позиции – эффективный результат.

Главный государственный налоговый инспектор отдела налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов Елена Заичко рассказала об основных изменениях по налогообложению доходов физических лиц с 2025 года, о предоставлении стандартного налогового вычета при сдаче норм ГТО, о порядке предоставления налоговой отчетности по НДФЛ при подаче уведомления о выборе налогового органа.

По ее сведениям, с 2025 года произойдет увеличение стандартных налоговых вычетов по НДФЛ. Теперь вычет на второго ребенка составит 2800 руб. (вместо 1400 руб.), на третьего и каждого последующего – 6000 руб. (вместо 3000 руб.). Также с 6000 руб. до 12000 руб. увеличен вычет опекунам, попечителям, приёмным родителям на каждого ребенка, если несовершеннолетний ребенок является инвалидом. Эта же мера действует для учащихся очной формы обучения, аспирантов, ординаторов, интернов, студентов в возрасте до 24 лет, если они являются инвалидами I или II групп.

Увеличен с 2025 года и размер дохода, до достижения которого предоставляются стандартные налоговые вычеты на детей — вместо 350000 руб. теперь он составит 450000 руб. Начиная с месяца, когда указанная пороговая сумма дохода превышена, вычет уже не предоставляется.

Еще одно нововведение: с 1 января 2025 года стандартный налоговый вычет на детей предоставляется только одним налоговым агентом – тем, который является работодателем налогоплательщика (а не всеми имеющимися налоговыми агентами данного физического лица, как это происходит сейчас). Работодатель должен делать это автоматически при наличии у него соответствующих сведений. Заявление подавать для этого не требуется. Если налогоплательщик впервые получает такой вычет, то предоставляет документы, подтверждающие право на него. Важно, что налогоплательщик, со своей стороны, обязан информировать  работодателя обо всех существенных изменениях, влияющих на формирование налогового вычета (например, о том, что ребенок у него уже вырос, а вместе с детством ушли в прошлое и права на вычет).

Кроме того, налоговый вычет в размере 18000 руб. в налоговом периоде предоставляется для лиц, выполнивших нормы ГТО и награжденных знаком отличия, а также подтвердивших полученный знак отличия. Необходимое условие для получения вычета – прохождение диспансеризации, подтверждающие документы — копия удостоверения о награждении знаком отличия ГТО и справка медицинской организации о прохождении диспансеризации. Справка очень важна, поскольку без диспансеризации сдавать нормы ГТО вообще нельзя, а те ответственные лица, которые подобное допустят, должны быть сурово наказаны.

Далее Елена Заичко рассказала о введении с 2025 года 5-ступенчатой прогрессивной шкалы НДФЛ с максимальной ставкой 22%.

Согласно Федеральному закону от 12 июля 2024 года № 176-ФЗ, с начала 2025 года для физических лиц с годовым доходом до 2,4 млн руб. включительно (в среднем не больше 200 тыс. руб. в месяц) будет действовать ставка 13%. Ставка 15% будет применяться для части годового дохода выше 2,4 млн руб. и до 5 млн руб. включительно (в среднем выше 200 тыс. руб. и до 416,7 тыс. руб. включительно в месяц). Ставка 18% — для части годового дохода выше 5 млн руб. и до 20 млн руб. включительно (в среднем выше 416,7 тыс. руб. и до 1,670 тыс. руб. включительно в месяц). Ставка 20% — для части годового дохода выше 20 млн руб. и до 50 млн руб. включительно (в среднем выше 1670 тыс. руб. и до 4170 тыс. руб. включительно в месяц). Ставка 22% — для части дохода выше 50 млн руб. в год, или выше 4170 тыс. руб. в месяц.

Важно отметить, что повышенная ставка будет применяться не ко всему доходу, а только к сумме превышения над пороговыми уровнями. Например, если гражданин зарабатывает 6 млн руб. в год, или в среднем 500 тыс. руб. в месяц, для него будут действовать три ставки налога на протяжении года: с января по апрель, когда его годовой доход достигнет 2400 тыс. руб., — 13%, с мая по октябрь, когда доход достигнет 5 млн руб., — 15%, с ноября по декабрь, когда доход будет в диапазоне выше 5 млн руб. и до 20 млн руб., — 18%.

Виды налоговых баз по НДФЛ для налоговых резидентов РФ могут быть различными. Основной налоговой базой являются заработная плата, отпускные, больничные, вознаграждения по договорам ГПХ и т. п.

Вместе с тем, НДФЛ может также исчисляться по доходам от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нем, в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения, по доходам от долевого участия, в том числе в виде дивидендов, по доходам от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций, по доходам в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению, по доходам от реализации долей участия в уставном капитале российских организаций, акций, облигаций и инвестиционных паев, указанных в пунктах 17.2 и 17.2-1 статьи 217 НК РФ, — и это еще не полный перечень. Налоговая база при этом определяется отдельно по каждому виду дохода.

В числе видов налоговых баз для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ: доходы от осуществления трудовой деятельности на основании патента (ст. 227.1 НК); доходы от осуществления трудовой деятельности высококвалифицированным специалистом; доходы от трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ; доходы дистанционного работника от выполнения трудовой функции дистанционно по договору с российской организацией.

Пока, до начала следующего года, в России сохранит свое действие двухступенчатая шкала НДФЛ — 13% с годового дохода до 5 млн руб. и 15% с превышения.

Ставка налога для самозанятых останется прежней и в 2025 году: 4% с доходов граждан без статуса ИП или 6% с доходов от ИП и компаний при годовом лимите 2400 тыс. руб.

Следующим пунктом Елена Заичко ответила на вопросы о порядке предоставления в налоговые органы уведомления о выборе налогового органа. В 230-й статье Налогового кодекса предусмотрен особый порядок предоставления налоговой отчетности при уплате НДФЛ налоговыми агентами. Налоговые агенты — российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений, в случае, если организация и ее подразделения находятся на территории одного муниципального образования, либо если обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного МО (например, Новосибирска), представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц и суммах налога, исчисленных и удержанных налоговым агентом, и расчет сумм налога на доходы физических лиц в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган соответственно по месту учета одного из этих обособленных подразделений, выбранному налоговым агентом самостоятельно, либо по месту нахождения соответствующей организации. Все обособленные подразделения могут сдавать свою отчетность в один налоговый орган через одно уполномоченное лицо-подразделение.

При этом налоговый агент обязан уведомить о выборе налогового органа не позднее 1-го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения; код причины представления – «1» (если опоздать с уведомлением, можно утратить право на особый порядок). При изменении количества обособленных подразделений код причины представления будет «2», при отказе от особого порядка – «3», при снятии с учета выбранного ответственного лица – «4».

Начальник отдела досудебного урегулирования налоговых споров Юлия Балкунова кратко ознакомила собравшихся со спецификой работы своего подразделения. По ее сведениям, для строителей в этой части никаких особых положений нет. В налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, связанных с обжалованием актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействием их должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ).

«Если, на ваш взгляд, какие-то ненормативные акты налоговых органов, действия должностных лиц нарушают ваши права, вы можете обратиться  в налоговый орган по месту налогового учета с соответствующей жалобой; срок обращения не должен превышать  1 год с даты выявленного вами нарушения, — пояснила Юлия Балкунова. – Вашу жалобу рассмотрят в течение месяца, подготовят решение и направят вам. Поверьте, мы, следуя нашему манифесту об открытости к диалогу, рассматриваем жалобы налогоплательщиков объективно, с высоким процентом удовлетворяемости». Юлия Балкунова подчеркнула: в тех случаях, когда спор все же переходит в судебную инстанцию, судебные решения крайне редко принимаются в пользу инициировавшего спор налогоплательщика. Это говорит о глубокой проработке жалоб на досудебном уровне и высокой эффективности диалога именно на этом уровне.

Начальник контрольного отдела Елена Самсонова рекомендовала собравшимся приложить все усилия, чтобы избежать выездных проверок налоговых органов.

«Когда вы уже вошли в процедуру выездной проверки, урегулировать без потерь налоговый спор становится намного сложнее», — пояснила она.

Не стоит умышленно показывать завышенные расходы, в том числе используя для серых схем сторонние организации – налоговые инспекторы всё равно увидят и отследят подлог.   «Даже если вы «показываете» свои завышенные расходы не через организацию-пустышку, а через компанию, реально осуществляющую декларируемые виды деятельности, мы все равно обнаружим, что данная компания на самом деле приписываемых ей расходов не понесла и соответствующих работ не выполнила. Инспекторы знают, как это найти и доказать», — не оставила надежд налогоплательщикам-нарушителям Елена Самсонова. Тот же самый результат будет, если в аналогичных целях налогоплательщик припишет сторонней компании работы, фактически выполненные сотрудниками его фирмы. «Вы не сумеете во всех документах (этот подлог) отразить, где-то в цепочке документации он все равно обязательно вылезет, — уверена начальник контрольного отдела. — Если вы не смогли обосновать свою позицию во время предпроверочного анализа – активнее работайте с инспекторами, которые проводят проверку. Мы порой сталкиваемся с ситуациями, когда налогоплательщик не предоставляет необходимых документов. Сразу предупреждаю: вы все равно получите доначисления налогов и будете нести ответственность, вплоть до уголовной. Только доначисления окажутся намного больше, если вы не станете полноценно и открыто взаимодействовать с сотрудниками налоговой службы в ходе проверки».

Елена Самсонова подчеркнула: у налогового органа нет цели обанкротить нерадивого налогоплательщика; главное для инспекторов — выявить его реальные налоговые обязательства. И ни к чему прибегать к помощи разного рода «оптимизаторов налогообложения» (тем более что оплата их услуг – зачастую повременная, и значит, они корыстно заинтересованы не в результате, а в том, чтобы затянуть сроки выполнения своей «консультационной работы»).

Заместитель начальника правового отдела Илаха Алиева в дополнение к предыдущим выступлениям озвучила выдержки из статистики рассмотрения дел в судах. Согласно этой статистике,  в среднем 94-96% судебных решений по спорам налогоплательщиков с налоговыми органами принимаются в пользу налоговых органов – это дополнительный аргумент за приоритет досудебного разрешения споров.

Далее Илаха Алиева коснулась возможностей налоговой амнистии для налогоплательщиков, ранее использовавших для минимизации налогообложения схемы дробления бизнеса. «Данная новелла направлена на то, чтобы помочь налогоплательщику перейти из недобросовестных в разряд добросовестных. К слову, по оценке Илахи Алиевой, для оптимизации налогообложения нет нужды дробить бизнес: есть много других инструментов, позволяющих достичь примерно тех же целей законным путем. Но люди все равно «предпочитают дробить».

В настоящее время впервые законодатель дал определение дроблению бизнеса  и сформулировал критерии его наличия (обнаружения) в предпринимательской деятельности. Ключевой критерий: предпринимательская деятельность формально распределяется на несколько внешне самостоятельных компаний, по факту контролируемых одним и тем же лицом или группой лиц, при этом компании работают по специальным режимам налогообложения (что и обеспечивает суммарное снижение налоговых выплат).  Как правило, в таких ситуациях у налогового органа не возникает проблем с доказательством дробления бизнеса в суде.

При этом законодатель предусмотрел возможность для освобождения от ответственности за дробление бизнеса. Условием такого освобождения является добровольный отказ от дробления бизнеса, и уплата налогов в том объеме, какой складывается без дробления.

Отказ от дробления бизнеса можно подтвердить двумя способами: либо переведя все юридические лица со спецрежима на общий режим  налогообложения (даже если их финансовый оборот формально позволяет оставаться на УСН), либо выведя из работы «лишние» юридические лица и сосредоточив всю деятельность в «основных» юридических лицах.  Илаха Алиева предостерегла от попыток создать у налоговых органов «иллюзию отказа от дробления» — путем, например, перевода активов и сотрудников из одних юрлиц в другие (чтобы организации, потенциально попадающие под удар налоговой инспекции, оказались «пустыми» и с них нечего было взять), или закрытия одних юридических лиц с параллельным открытием других (но с теми же учредителями, руководителями и видами деятельности). «Только при добросовестном отказе от дробления бизнеса вас будут освобождать от уплаты налога за 2022-2024 годы в период 2025-2026 гг.», — предупредила Илаха Алиева.

«Освобождение» с технической точки зрения будет выглядеть как приостановка, «замораживание» исполнения требований налоговых органов по выплате недоплаченных сумм налогов, штрафов и пени, сформированных по результатам проверки соблюдения налогового законодательства в 2022-2024 годах. Для окончательного освобождения налогоплательщик должен по результатам мониторинга в 2025-2026 годах доказать свою налоговую добросовестность и полный отказ от дробления бизнеса – тогда «приостановленные» требования, уже под занавес текущего десятилетия, будут наконец аннулированы.

Но если налогоплательщик, наоборот, проявит упрямство в нарушении налогового законодательства, то карета превратится в тыкву: решение по нему изменится, и придется заплатить в полной мере и всю недоплаченную за 2022-2024 годы сумму налогов, и оплатить все связанные с этим нарушением штрафы и пени. При этом у налогоплательщика сохраняется возможность оспорить столь тяжелое и неприятное решение налогового органа – но нужно успеть это сделать в оговоренный законом срок.

Добавим, что для направления материалов в правоохранительные органы в целях рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье о налоговых преступлениях сроки предусмотрены долгие: их могут направить туда и через четыре года.

Много вопросов у участниц и участников семинара вызвали критерии, по которым налоговые органы  признают бизнес «раздробленным». С одной стороны, достаточно ясное определение дается в статье 6 федерального закона от 12 июля 2024 г. № 176-ФЗ: «дробление бизнеса — разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями)…, в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов с превышением предусмотренных статьей 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налогов».

С другой стороны, как полагают финансисты, непростая специфика организации строительного бизнеса, его технологических цепочек порой оставляет лишний «простор для оценки», которая иногда может быть вынесена и необоснованно, в результате чего «дробление» может быть обнаружено там, где его нет.

Елена Самсонова заверила, что опасения беспочвенны, и налоговики всё оценят правильно и справедливо («мы понимаем, что у вас в управляемой одним лицом группе может присутствовать, например, и торговая организация; если она торгует, скажем, колготками – вопросов нет, а вот если квартирами, которые вы строите – вопросы возникнут»). Но при этом она же сказала, что каждый случай дробления (или его отсутствия) будет рассматриваться налоговыми органами индивидуально, чем вновь повергла строительных финансистов в тревожные раздумья. «Я вам описываю всё в общих чертах. Если у вас возникают сомнения в этом вопросе, то обращайтесь за консультацией к нам, потому что тут всё очень индивидуально, нужно учитывать кучу моментов, включая анализ управленческих решений и многое другое», — посоветовала Елена Самсонова; ее мысль развили коллеги по УФНС России по Новосибирской области: «У вас должна быть внутренняя убежденность, что вы не дробитесь!».

По мнению участников семинара, предпринимателям нужны четкие, ясные и, самое главное, однозначные критерии, ориентируясь на которые, они могут легко сориентироваться и избежать риска попадания в категорию «дробленцев бизнеса». Только в этом случае они почувствуют себя уверенно при взаимодействии с налоговыми органами.

Елена Самсонова в ответ подчеркнула, что действия и решения налоговых органов не являются догматическими. При появлении подозрений в дроблении бизнеса налоговые органы начинают более глубоко изучать деятельность подозрительной группы юрлиц, выявляют риски, но предприниматели вправе «контратаковать», и в живом диалоге, приведя весомые аргументы, которые по тем или иным причинам не учли налоговики, развеять тень, нависшую над их незапятнанной налоговой репутацией.

Представители застройщика в очередной раз подняла больную тему отнесения на расходы затрат на обеспечение своих жилых кварталов необходимыми объектами социальной инфраструктуры. Это достаточно большие суммы, которые застройщики тратят по соглашению с мэрией, причем по факту данные затраты не всегда уходят, к примеру, непосредственно на строительство школы. Свой конкретный взнос в «социалку» застройщик может сделать, к примеру, посредством оплаты разработки проектной документации социального объекта, выполнения технических условий по подведению к нему инженерных сетей и т. п. При  этом данные затраты являются необходимыми (без выполнения условий обеспечения социальными объектами разрешение на строительство жилых домов либо не выдадут, либо его после выдачи все равно заблокирует прокуратура).

Представители УФНС России по Новосибирской области, отвечая на вопрос, не смогли порадовать застройщицу: чтобы отнести эти затраты на расходы и тем самым облегчить налоговое  бремя застройщиков, участвующих в финансировании «социалки», требуются внесение изменений в федеральное налоговое законодательство, а инициировать подобные изменения региональным налоговым органам нельзя. Следовательно, на уровне Новосибирской области ничего не решить, нужно обращаться в федеральные органы власти.

Главный государственный налоговый инспектор отдела налогообложения имущества Анна Мезенцева остановилась на вопросах, связанных с индивидуальным жилищным строительством, с покупкой земельных участков, занятых объектами ИЖС. Главное, что здесь нужно помнить и от чего нельзя уйти при разрешении спорных вопросов: индивидуальный жилой дом, земельный участок под строительство индивидуального жилого дома предназначены для физического лица, а не для юридического лица – коммерческой организации.

Опираясь на этот базовый тезис, Анна Мезенцева объяснила участницам семинара, разъяренным от необходимости платить земельный налог с повышающим коэффициентом за скупленные участки ИЖС, почему они должны платить именно повышенный налог – хотя участки еще только куплены, строительство многоквартирных домов на них не начиналось, и даже разрешение на это строительство еще не получено.

Причина в том, что налогообложение земельным налогом по льготной пониженной ставке доступно исключительно физическим лицам, а застройщик – юридическое лицо, которое в коммерческих целях покупает землю под многоквартирное жилищное строительство и, сменив соответствующим образом вид разрешенного использования земли, на пониженные ставки претендовать никак не может.

Участницы не удовлетворились такой трактовкой. Они согласились с тем, что юрлицам-застройщикам  нельзя претендовать на льготное налогообложение скупленных земель с изначальным видом разрешенного использования под ИЖС – но не поняли, в чем так провинились, что к ним применяют одновременно и повышенную ставку, и повышенный коэффициент к налогу на землю (2 вместо 1,5). Анна Мезенцева повторила, что таково налоговое законодательство: к застройщикам МКД, владеющим земельными участками с видом разрешенного использования «жилищное строительство» (не «индивидуальное») применяют одновременно и высокую ставку налога, и повышающий коэффициент. Если бы землю купили другие «индивидуалы», то до них повышенная налоговая ставка добралась бы только через 10 лет пассивного использования земли (приобрели и ничего не строят).

Еще один вопрос от участников  семинара вернул команду УФНС России по НСО к самому началу разговора, когда Степан Жигулин разъяснял, в какой момент у застройщика формируется экономия и начинают возникать внереализационные доходы.

Ситуация проста и встречается нередко. Небольшой застройщик возводит жилой комплекс, сдает его единовременно в конце года, получает разрешение на ввод в эксплуатацию. Но благоустройство у ЖК не закончено – по объективным причинам оно перенесено на теплый сезон следующего года. То есть фактические затраты на благоустройство еще не понесены, а финансовый результат с общей экономией уже зафиксирован. В следующем году доходов от этого объекта у застройщика не будет, а затраты придется нести – возникает дисбаланс в оценке доходов и расходов с точки зрения налогообложения.

Отвечая на вопрос, Степан Жигулин повторился: «экономия» у застройщика, аккумулирующего целевые деньги по ДДУ, возникает тогда, когда цель сбора этих денег исчерпана – объект полностью готов. «Но в вашем случае по факту цель не исчерпана, и у вас еще остались денежные средства, которые должны быть затрачены на окончательное достижение цели – завершение благоустройства. Однако разрешение на ввод вы уже получили. В этой ситуации дам совет: определяйте и фиксируйте экономию на дату ввода объекта в эксплуатацию (это дата получения РНВ), но за вычетом  тех сумм, которые, в соответствии с проектно-сметной документацией, у вас зарезервированы на работы по благоустройству (те суммы учитывайте отдельно). Если по итогам благоустройства в следующем году удастся сэкономить еще и на благоустройстве – у вас появится вторая дата признания внереализационных доходов по данному объекту. Документами, подтверждающими эту дату и легитимность признания, станут документы о приемке этапа благоустройства (акты)», — проконсультировал Степан Жигулин. Участница семинара указала на уязвимость схемы: такой «финт» возможен в бухгалтерском учете, но не в налоговом, где создание подобных резервов не допускается. Степан Жигулин  согласился, что, по строгой нормативной оценке, схема неправильная, но налоговые органы готовы с ней мириться.

В ходе дальнейшего разговора на эту тему самими участницами были озвучены и другие варианты «мягкого сглаживания» проблемы – в частности, взять за основу даты формирования экономии дату последнего акта приема-передачи квартиры дольщику. Она может быть на несколько месяцев позже даты выдачи разрешения на ввод, что позволяет более-менее правильно уложить расходы на благоустройство в нужный налоговый период (хотя в начале семинара Степан Жигулин указывал, что акты приема-передачи квартир дольщикам в такой роли использовать не следует).

Подводя итог семинару, Михаил Ильич Голубев поблагодарил представительную делегацию УФНС России по Новосибирской области за приведенные разъяснения, за отзывчивость и внимание к проблемам строителей. При необходимости практика проведения таких семинаров будет продолжена на регулярной основе.

Источник: пресс-служба «РДКС»